Спортивная публицистика и спортивная журналистика:
особенности специализированного направления
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона публицистика понимается, как лобсуждение в печати насущных вопросов общественно-политической жизни╗[1]. В толковом словаре живого великорусского языка лпублицист Ц писатель, более газетный, журнальный, по современным, общим вопросам, по народному праву╗[2]. Теоретики публицистики трактуют свой предмет исследования многообразно, называя публицистику произведениями в жанре очерка (Ю.Суровцев), разделяя на художественное и деловое направление, считая художественную публицистику поджанром очерка (В.Канторович). Существовали мысли генетически связать публицистику с публикацией, назвать публицистику этюдом к роману, включить в объем понятия публицистики все произведения о современности. Любопытна с позиций определения этого явления точка зрения Е. Прохорова.
Как считает исследователь, лпублицистика, нашедшая свое лместо╗ прежде всего в периодической печати, и есть та форма творчества, которая и возникла именно в связи с потребностью оказывать постоянное, глубокое, всестороннее влияние на общественное мнение╗[3]. Нельзя не согласиться с этим определением. Что особенно важно, средства массовой информации, в ряды которых можно отнести периодическую печать, также ориентированы на общественное мнение и, бесспорно, оказывают заметное влияние на него. Прохоров согласен с дифференциацией публицистики, пишет о выделении в ней информационных, аналитических и художественных родов, жанров репортажа, корреспонденции, статьи, очерка, фельетона, памфлета[4]. Более того, исследователь заявляет: лДень страны╗, лВчера╗, лЭхо дня╗, лНовости╗ - без этих рубрик не может обойтись ни один номер газеты. Часто их авторы остаются безымянными, и никто обычно не числит их публицистами. Однако это ведь это лмикропублицистика╗Е╗[5]. В то же время Прохоров делает вывод, что линформационной╗ публицистики (констатирующей факты) нет и быть и не может╗[6]. Зачем же тогда выделять информационный род публицистики и говорить о заметках, как о лмикропублицистике╗?
Для исследователя публицистические материалы должны через частное явление давать ответы на общесоциальные вопросы страны. Очевидно, что в подборке лЭхо дня╗ или лНовости╗ присутствует констатация фактов. В рамках хроники нельзя поднимать и решать общесоциальные вопросы. Минимум информации в каждой хронике позволяет только сообщить новость, но никак не проанализировать. На наш взгляд, публицистика не может ограничиваться только рамками аналитических статей и очерков. Информационный род также должен занять достойное место в публицистике. Любое произведение, которое оказывает влияние на общественное мнение, должно считаться публицистикой. Газеты, журналы, радио, телевидение предоставляют читателю, зрителю возможность познакомиться с произведениями на злобу дня. Все они касаются вопросов современности. Если материалы любого жанра востребованы аудиторией, значит, они соприкасаются с областью сознания. Они направляют, объясняют или информируют, но в любом случае влияют на общественное сознание. Вопрос во времени существования произведений. Очевидно, информационные материалы рассчитаны на часы и дни, а работы, созданные в аналитических и художественных жанрах свой век продлят. Многое зависит от мастерства автора. Таким образом, в нашем понимании публицистика Ц произведения, оказывающие влияние на общественное сознание и поднимающие темы, актуальные для современности.
В работах теоретиков публицистики специализированные направления подразумеваться никак не могут. Относительно спортивной тематики Прохоров пишет: лнаши публицисты, к сожалению, не жалуют спорт, считая эту тему, по-видимому, лнесерьезной╗. Но ведь это одна из сторон жизни, и уже поэтому избегать её непозволительно╗[7]. Исследователь прав в том, что спорт Ц неотделимая область общественной деятельности. Тем не менее, исходя из своего понимания публицистики, Прохоров пишет об отсутствии в ней произведений спортивной тематики. С нашей точки зрения, произведения спортивных журналистов на страницах газет, журналов, а также радио, телевидения составляют спортивную публицистику. Все эти материалы социально ориентированны и оказывают влияние на формирование мнения у специальной аудитории, называемой спортивной общественностью. Поскольку мы позволяем себе говорить о специализированном направлении, очевидно, что аудитория спортивных материалов не столь велика, как, например, у потребителей политической информации. Но игнорировать эту аудиторию мы считаем, непозволительным. Если мы называем произведения средств массовой информации публицистикой, в чем же тогда различия спортивной публицистики и спортивной журналистики?
Понятие спортивной журналистики гораздо более широкое. Его мы обозначим, пользуясь определением журналистики, данное Е. Прохоровым в большой советской энциклопедии: спортивная журналистика Ц это социально-значимая деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной спортивной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, интернет), опирающаяся на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа и аудиторию. Кроме того, это и совокупность всех продуктов деятельности спортивного журналиста, предмет изучения и преподавания, а также содружество порождаемых профессий. Спортивная публицистика Ц произведения спортивной тематики, оказывающие влияние на сознание спортивной общественности и поднимающие темы, актуальные для современности. Публицистика и журналистика Ц неразрывно связанные между собой явления, поскольку оба ориентируют и влияют на общественное мнение. В контексте изучения специализированного направления журналистика и публицистика станут для нас синонимами.
Каков так называемый специальный предмет исследования в спортивной журналистике? Спорт и физическая культура, а также события социальной жизни вокруг этих предметов. Каждое специализированное направление обладает своим предметом рассмотрения, описания и анализа. Экономическая журналистика рассматривает преимущественно экономические вопросы и проблемы, политическая Ц политические и так далее. В названиях этих специализаций изначально заложено представление о предмете деятельности. Возникает вопрос: может ли спортивная журналистика поднимать экономические вопросы, а экономическая Ц спортивные? Есть ли события, на которые реагируют и экономические, и спортивные журналисты?
Безусловно. Самый известный на сегодня пример Ц покупка российским бизнесменом Р.Абрамовичем лондонского футбольный клуба лЧелси╗. Для журналистов, пишущих на экономические темы, это повод поразмышлять о легальном вывозе из страны российского капитала, об убытках и выгодах известного миллиардера, об уязвимости нашей экономики, имидже, инвестициях и многом другом. Спортивные журналисты заострят внимание на перспективах лЧелси╗ в чемпионате Англии и в еврокубках, на возможном привлечении в лондонский клуб российских футболистов, попеняют Абрамовичу, что тот не приобрёл какую-либо российскую команду, и с особым интересом станут следить за играми с участием лЧелси╗. Событие одно, но журналистов, пишущих о спорте, и журналистов, интересующихся экономикой, волнуют совершенно разные его аспекты. В предмете рассмотрения и кроются отличия специализаций. Несмотря на анализ своих специфических аспектов, спортивные и экономические журналисты не могут обойти чуждых для них тем, так как событие находится на стыке интересов спорта и экономики. Конечно, лэкономисты╗ лишь самым общим, поверхностным взглядом пройдутся по спортивной тематике, а лспортсмены╗ - по экономическим проблемам, но не затронуть вопросы из смежной тематики не могут. Спортивная журналистика является составным элементом журналистики вообще, взаимодействуя с другими специализированными направлениями в рамках пограничных вопросов и проблем.
Нельзя сегодня не согласиться с утверждениями А. Мураковского: лВ журналистике недвусмысленно заявляет о себе необходимость специализацииЕНыне даже журналисты, пишущие о физике, подразделяются, подобно самим учёным, на знатоков в области ядерной энергетики или теории макромираЕВсё больше востребованной становится журналистская компетентность╗[8]. Сегодня современную журналистику можно представить как совокупность специализированных направлений, внутри которых есть ещё более узкие специализации. Но несмотря на это, журналист, например, пишущий об академической гребле должен знать историю своего вида спорта, политику международной федерации гребного спорта и Международного олимпийского комитета в отношении дисциплин академической гребли, экономические предпосылки и потенциал выступления той или иной команды на крупнейших регатах, культуру и тактику этого вида спорта, а также уметь работать с официальными сайтами по своей тематике.
Тем не менее, специализированная журналистика помимо уникального, присущего только ей предмета рассмотрения, описания и анализа, имеет свою историю, реализует различные функции и располагает присущими только ей особенностями.
В своей работе лСпортивная пресса как тип╗ П. Воронков выделяет пять таких функций: эскейпизм, функция эмоциональной мены, информационная, аналитическая и воспитательная[9]. К общим он относит последние три функции. Действительно, спортивная пресса, как и любая другая, стремится информировать читателя (зрителя, слушателя), подаёт факты в обработанном, аналитическом варианте, а также даёт положительный или отрицательный пример материалами, воспитывая аудиторию, которая является регулярным потребителем подобной информации. Установка на эскейпизм и функция эмоциональной мены, по мнению исследователя присущие только спортивной журналистике, по описанию представляют собой единую развлекательную функцию. По мысли автора работы, спортивная газета Ц лто издание, которое сегодня и сейчас не станет говорить о проблемах╗, лобеспечивает удержание экспрессии, лэнергии на минус╗, альтернативный вариант выхода плохих качеств личности╗[10]. Исследователь считает спортивную прессу идеальной, считая конечной её целью лсодействие установлению мира на земле╗[11]. С этим соглашаться наивно.
Функция эмоциональной мены как уникума для спортивной журналистики не состоятельна. Прочтение спортивной газеты, просмотр спортивной телепередачи, прослушивание спортивной радиопрограммы приносит не только эмоциональную разрядку и избавление от отрицательных эмоций, накопившихся за день. Спортивная журналистика имеет свою специфическую аудиторию, называемую любителями спорта. Эту аудиторию можно разделить, как минимум, на три части: специалисты, то есть люди непосредственно занятые в спортивной индустрии (спортсмены, тренеры, спортивные чиновники, журналисты, работники спортобъектов и др.), пассивные и активные болельщики.
Только вторая группа может получать эмоциональную разрядку и получать сугубо положительные эмоции от спортивной журналистики. Это люди, которые не являются каждодневными потребителями спортивной информации. Спорт приходит к ним в часы досуга. Обычно это потребители общественно-политических изданий или радио- телеканалов, читающих (смотрящих) на спортивную полоску (спортпрограммы). Для них неважно то или иное поражение российских спортсменов. Это не приносит никаких эмоций - полоса пролистывается, телевизионный канал выключается, об отрицательном событии в мире спорта тут же забывается. Если появляются положительные эмоции, то внимание на программе или статье задерживается, а житейские проблемы на время забываются. Так осуществляется развлекательная функция. Следует заметить, что это единственный случай, когда задачи спортивной журналистики расходятся с задачами спортивной публицистики. Развлекательная функция журналистики не способствует заметному влиянию на формирование общественного мнения.
Для заинтересованных людей и активных болельщиков всё гораздо сложнее. Они переживают и радость победы, и горечь поражения. Спортсмены, тренеры и чиновники, о которых пишут спортивные журналисты, по-разному реагируют на информацию. Реакция зависит от положительной или отрицательной оценки прессы. Сами журналисты реагируют на материалы коллег с точки зрения конкуренции или обычного перенимания положительного опыта. Активные болельщики Ц категория особая. Для них окружающий мир является лишь преградой, отвлечением от спортивной информации, которую они черпают отовсюду, но преимущественно из специализированных спортивных СМИ. Активные болельщики не мыслят себя без продуктов спортивной журналистики. Их настроение зависит только от результата, который показала любимая команда или спортсмен. Они наиболее подвержены воздействию мыслей спортивного журналиста. Эта группа ощущает на себе проявление информационной, аналитической, воспитательной, пропагандистской функций спортивной журналистики, тогда как пассивные болельщики ограничиваются информационной и развлекательной функциями.
К сожалению, известны случаи проявления агрессии после просмотра телепрограмм о спорте. Отрицательные эмоции проявляются после поражения любимой команды особенно у футбольных фанатов. Не редки антиобщественные действия с порчей имущества и окрестной территории. Как ни странно, к антиобщественным действиям приводят и сильные положительные эмоции после побед на крупнейших турнирах самых популярных соревнований. Следует заметить, что спортивная журналистика несёт на себе функцию стресса. Она находит своё отражение во внутренних и внешних эмоциональных проявлениях. Внутренние эмоции влияют на настроение. Если есть успехи в спорте у тех, за кого переживаешь, то повышается доля оптимизма во взгляде на окружающую действительность, а специалисты получают оправдание своей работе, когда видят осуществление ожидаемого результата. Напротив, при неудачах поддерживаемого клуба или спортсмена, все вышеперечисленные симптомы приобретают отрицательный эффект. Внешние эмоции проявляются у активных болельщиков в абсолютной форме (демонстрации, антиобщественные проявления), у пассивных и активных болельщиков Ц локально (способствуют успешной общественной деятельности).
Функция стресса для спортивной журналистики не является уникальной. Функция стресса присуща и политической журналистике, и экономической. К примерам здесь можно отнести реакцию журналистов на экономический кризис или на выборы президента страны. Это общезначимые классические ситуации, но есть и локальные, характерные только для аудитории, потребляющей сугубо экономическую или политическую информацию. Например, значительный рост курса европейской валюты по отношению к американскому доллару или ключевые перестановки в списочном составе партии лЕдинство╗. В спортивной журналистике, как в политической и экономической, функция стресса реализуется ежедневно, поскольку спортивный календарь не имеет значительных пауз.
Помимо информационной, аналитической, воспитательной, развлекательной и стрессовой функции спортивной журналистике присущи мировоззренческая и пропагандистская. По различным международным соревнованиям можно изучать географию. Спортивные журналисты, побывавшие на них, рассказывают не только о состязаниях, но и о том, что их окружает в той стране, где проходят турниры. Соревнования проверяют присущие человеку качества, такие как самоотверженность, мужество, верность, целеустремлённость, дружелюбие. Влияние политической составляющей и осознание силы рычага воздействия на многочисленную аудиторию спортивной информации и при советской власти, и сегодня, позволяют выделять реальную возможность пропаганды той или иной идеологической установки.
Нужно признать, что все эти функции носят универсальный характер. Но все ли отличия спортивной журналистики от других направлений находятся лишь в области предмета рассмотрения, описания, анализа и обусловленной этим предметом разнородной аудиторией?
Специфика спортивной журналистики, как нам представляется, обнаруживается в характеризующих её особенностях. Одно из главных качеств Ц запрограммированность оперативных событий, а значит материалов. Кто, кроме спортивного журналиста, может заранее знать, в каком месте и в какое время произойдёт то или иное событие, о котором обязательно придётся рассказать? Отставку того или иного чиновника можно только прогнозировать, как погоду или падение рубля на валютном рынке. Аварии и катастрофы прогнозировать и вовсе невозможно. Журналисты часто не могут найти тему, над которой стоит поработать, мучаются в тщетных поисках. Хорошо, что существуют праздники и памятные даты. Материал с историческим прошлым можно планировать заранее, как и брифинги, на которые приглашают за один или несколько дней до события. Спортивный журналист точно знает, о чём ему нужно будет написать через месяц или полгода конкретного числа и месяца. Причина всему Ц спортивный календарь.
У спортсмена жизнь расписана по часам, у спортивного журналиста тоже. В этой ситуации спортсмен от журналиста отличается только тем, что его век в этом статусе короток. Спортивный журналист, привязанный к своей профессии, может ощущать этот напряжённый график на протяжении всей жизни. Перед началом каждого года спортивные федерации по видам спорта составляют календарь соревнований, расписывая время и место проведения турниров и матчей. Спортивного журналиста в федеральных средствах массовой информации интересуют календари игр по своему виду спорта как национальные, так и международные, но на высшем государственном уровне (чемпионаты России элитных лиг, а также соревнования с участием первых спортсменов страны в каждом из олимпийских видов спорта). Провинциального спортивного журналиста, в основном, интересуют внутренние соревнования общероссийского масштаба, где он отслеживает выступления спортсменов своего региона, хотя существует интерес и к зарубежным стартам, но только с участием земляков. Провинциальных спортивных журналистов, нужно заметить, меньше всего коснулось дробление специализаций. Они по-прежнему пишут и о футболе с хоккеем, и о лёгкой атлетике с фехтованием. Тем не менее, при появлении местных специализированных спортивных изданий процесс ограничения в освещении одного или группы видов спорта, возможно, в отдалённой перспективе произойдёт. Международные федерации, как правило, определяют время и место проведения самых престижных турниров за год, два, а то, как в случае с Олимпийскими Играми, и за шесть лет вперёд. О возможных изменениях во времени и дате проведения, а также о координатах этого состязания в ближайшей перспективе спортивный журналист узнаёт заранее и вновь может всё спланировать.
Планируются материалы о конкретных событиях преимущественно репортажного плана. Появление репортажей, информационных заметок зависит лишь от присутствия журналиста на известном заранее месте события. Планируются и интервью, но это делать сложнее, поскольку, во-первых, бывает невозможно предположить, кто окажется героем соревнования, во-вторых, захочет ли этот герой беседовать. Тем не менее, степень планируемости велика, особенно в спорте больших достижений, когда нужно общаться с признанными звёздами спорта своей страны независимо от результата, поскольку получают возможность защищать честь страны немногие и выбор журналиста чрезвычайно сужается. Нельзя не заметить, что аналитические жанры (статья, корреспонденция, портрет, зарисовка) заранее планируются в рамках всех журналистских специализаций, поскольку такого рода материалы требуют времени для написания, а значит, следуют, спустя заметный промежуток времени после завершения событий. Именно поэтому для спортивной журналистики в качестве уникальной черты мы отмечаем планируемость событий и материалов информационных.
Ещё одна особенность Ц работа со статистикой. Спортивный журналист выдаёт множество цифр, как никто другой в журналистике. Это и данные протоколов матчей, и собственные подсчёты по различным параметрам игры, и всевозможные таблицы и графики. Ни один оперативный материал в серьёзной спортивной прессе не обходится без статистической подборки. Потребителям спортивной информации важен и результат на табло, и то, как сыграли или отсоревновались те или иные спортсмены, а также каковы их позиции или позиции страны, которую они представляют, в перспективе итогов всего соревнования, которое может продолжаться, как месяц, так и около года, в зависимости от специфики самого турнира. Спортивному журналисту, чтобы проанализировать ситуацию в конкретном матче или соревновании, подтвердить свои мысли фактами, приходится оперировать цифрами. Например, в футболе ведётся не только подсчёт голов, но и фиксируется количество фолов, жёлтых и красных карточек у команд, число офсайдов, поданных угловых, нанесённых ударов в сторону или створ ворот, количество попаданий в штанги и перекладины, фиксируется процент и время владения мячом соперников, число замен, количество минут, проведённых тем или иным футболистом на поле и вся его личная статистика. Все эти цифры сегодня служат заметным подспорьем в оценке поединка и игры конкретных исполнителей на футбольном поле. Газеты, интернет-сайты и телеканалы визуально знакомят читателей и зрителей с полными или усечёнными протокольными данными соревнований и с различными таблицами, радиожурналисты используют цифры в разговорном комментарии.
Подводя итоги работе, заметим, что спортивная
журналистика и спортивная публицистика выделяются не только специальным
предметом описания и аудиторией, но, кроме того, планируемостью оперативных
материалов и наличием в работах многочисленных статистических данных.
[1] Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб: Типография И.А.Ефрона, 1894. Т.25. Ц С.746
[2] Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1955. Т.3. Ц С.535
[3] Прохоров Е.П. Современная советская публицистика. М.: Изд-во Московского ун-та, 1965. Ц С.12
[4] Прохоров Е.П. Публицистика и общество. М.: Изд-во МГУ, 1969. Ц С.39
[5] Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М.: Советский писатель, 1984. Ц С.99
[6] С.184
[7] Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М.: Советский писатель, 1984. Ц С.84
[8] Мураковский А. Спортивные журналисты: кто они?/Абажур. №9-12, 2001/http://baj.ru/
[9] Воронков П. Спортивная журналистика как тип./ http://zhumal.lib.ru/
[10] Воронков П. Спортивная журналистика как тип./ http://zhumal.lib.ru/
[11] Там же